Уважаемые коллеги, добрый день!

 
Для устранения искаженности фактов, распространяемых некоторыми СМИ в России, предлагаем Вам небольшое резюме сотрудника компании Инфлот, находившегося непосредственно на месте работ по возвращению российских пассажиров домой. 
 
Прежде чем перейти к хронологии событий, от лица компании Инфлот хотим выразить следующее:
  • Мы рады, что все российские и украинские туристы живы, не пострадали и почти все вернулись домой в течение 16 и 17 января! Лишь несколько туристов, около 10 чел, пожелавшие вернуться позже, были обеспечены авиабилетами и прибудут домой в ближайшие дни.
  • Мы благодарны сотрудникам консульства и посольства России в Риме за оказанное содействие при разрешении возникшей ситуации.
  • Мы благодарны представителям круизной компании Costa, находившимся  в отеле Hilton аэропорта Рима Леонардо да Винчи Фьюмичино, за круглосуточную работу по урегулированию случившегося
  • Мы выражаем искренние соболезнования всем пострадавшим…
Комментарии российских пассажиров о действиях и поведении персонала на борту в момент крушения лайнера  крайне противоречивы: есть негативные отзывы, но среди нашей группы встретились туристы из Казани, которые заверили, что их шлюпка была спущена персоналом оперативно, также четко был отслежен порядок посадки в шлюпку, сначала женщины и дети, затем мужчины. Однозначный вывод сделать, конечно, сложно, но положительные комментарии выше обозначенных туристов нам всё же хотелось бы афишировать.
 
Комментарии пассажиров о происходившем на островной части Италии в момент эвакуации с лайнера Costa Concordia также противоречивы. Многие жалуются, что представители консульского отдела России в Италии прибыли на место происшествия последними по сравнению с  представителями ведомственных организаций других стран, чьи туристы также оказались среди пассажиров лайнера. Это послужило причиной того, что российские пассажиры были переправлены на материковую часть самым последним паромом. Наши туристы также настаивают, что японцев и французов встречали с флагом и тут же развозили на вертолетах. Но есть и иные комментарии среди российских пассажиров. По их словам, организация перевозки пострадавших с острова на материк была не по национальному признаку. Все пострадавшие размещались на паромы согласно очереди. Сотрудник консульского отдела России в Риме выехал на место происшествия по первому звонку. Стараясь выяснить конкретное место нахождения российских туристов на материковой части, выше обозначенный сотрудник держал телефонную связь с некоторыми из российских пассажиров, но, к сожалению, они не могли указать точное название населенного пункта, где они находились под открытым небом на школьном стадионе. Сотрудник консульского отдела старался уточнить координаты у местных полицейских, встречавшихся ему по дороге. В дальнейшем выяснилось, что в первый день сотрудник российского консульства был чуть ли не единственным из зарубежных дипломатов, работавших на месте. Это подтвердило и руководство итальянского оперативного штаба в г. Гроссетто. После того, как прибывший на место сотрудник КО Посольства России в Италии смог во взаимодействии с итальянской стороной отправить всех российских туристов, находившихся в г.Монте Арджентарио в г.Рим, он продолжил работу на месте с тем, чтобы найти возможно находящихся в зоне бедствия других российских граждан. Для этого он объехал также ближайшие госпитали. Один из туристов Санкт-Петербурга был эвакуирован без одежды. Прибывший на место сотрудник консульского отдела и отвел в магазин, где за свои деньги купил одежду. Также хотим напомнить, что первая группа российских пассажиров была доставлена в отель Hilton аэропорта Рима утром в субботу, в 10.30ч с ними уже работал консул России, который также обнаружил и украинскую группу и сообщил об этом украинским коллегам. Также руководитель оперативного штаба посольства нашел двух туристов из Белоруссии и проинформировал своих белорусских коллег. Вторая группа, большая по количеству россиян, была доставлена в этот же отель к раннему вечеру субботы. Возвращаясь к комментариям об оперативности работы консульских служб других стран, предлагаем Вам следующие факты. Один из туристов, для которого круиз был забронирован российским туроператором, являлся гражданином Японии. C его слов мы можем утверждать, что консульский отдел Японии не работал в выходные, они предложили ему  самостоятельно прибыть к ним в консульский отдел утром во вторник 17 января- не раньше! Вечером 16 января американские туристы, находившиеся в тот же момент в отеле Хилтон, уточнили, что их консульская служба также отказалась работать в выходные и готова была принять граждан США  только в рабочие часы. Дальнейшие выводы о том, насколько правомерна похвала работы консульских служб других стран, сделать несложно. Представитель компании инфлот был свидетелем того, как к нашим дипломатам подходили представители других посольств, прибывших в гостиницу только в воскресенье вечером. А на вертолетах эвакуировали не японцев, как утверждают многие российские пассажиры, а всех серьезно пострадавших, то есть без национального признака. Эвакуация вертолетами была организована береговой охраной. Среди эвакуированных оказалась одна гражданка РФ, член экипажа. По нашим данным, медицинская помощь, ей оказывается в одном из Римских госпиталей на самом высоком уровне. Врач Посольства находится в тесном контакте с итальянскими специалистами по вопросам, связанным с ее лечением. 
 
Немного о том, что было сделано для пострадавших по прибытию в Рим. Каждой семье был предоставлен номер в отеле Hilton за счет компании Costа, также всех туристов обеспечили тапочками, халатами, расческами и необходимыми туалетными принадлежностями, которые можно было попросить у сотрудников отеля в неограниченном количестве. Известны случаи, когда сотрудники отеля по просьбе туристов ходили в близлежащий магазин, чтобы купить им одежду и прочее. Российских граждан обеспечивали 3-х разовым питанием. Всё это контролировалось сотрудниками посольства и консульского отдела, дежурившими в отеле. Наше посольство обеспечивало российских граждан питьевой водой и фруктами круглосуточно. По возможности, компания Costa старалась обеспечить туристов одеждой и обувью и другими необходимыми вещами. Пожелания фиксировались и старательно выполнялись. В холле отела до позднего вечера ежедневно дежурил также доктор из российского Посольства.  Многие туристы лично подходили благодарить доктора за оказанную помощь перед вылетом обратно домой. Российские пассажиры имели право на бесплатные звонки домой из своих номеров. 
 
В воскресенье вечером в холле отеля появился дополнительный представитель компании Costa- переводчик Татьяна Галанинская, которая работает экскурсоводом для русскоязычных пассажиров лайнеров компании Costa уже на протяжении многих лет.  Мы Татьяну знаем не понаслышке, так как она сотрудничает со многими российскими туроператорами как высокопрофессиональный гид-переводчик, от туристов Инфлота мы получали всегда только лестные отзывы о её работе. Хочется отметить, что Татьяна получила телефонный звонок с сообщением о случившемся от российских туристов с борта Costa Concordia одной из первых ещё в момент эвакуацию, закончив поздно вечером в пятницу свою работу с нашими пассажирами как экскурсовод в Риме. После рабочего дня, Татьяна в ночное время уже присоединилась к спасательным работам. Вечером в воскресенье 15 января Татьяна прибыла в отель Хилтон как переводчик для российских пассажиров от лица компании Costa. Хотим отметить, что Татьяна работала искренне, самоотверженно, практически без сна, при этом на альтруистических началах. Прибыв вечером в пятницу к нашим туристам, она оперативно начала прием вопросов от наших пассажиров, параллельно доводя их до уполномоченного представителя компании Costa. Тут же комментировала ответы на полученные ранее вопросы на русском языке, подтвердив в том числе, что Costa берет на себя все расходы по доставке  всех пассажиров домой.
 
На момент вечера воскресенья 15 января большая часть российских пассажиров получила «Свидетельства на возвращение в Российскую Федерацию», позволяющие им пройти регистрацию на самолет и вылететь в Россию. Этим же вечером, воспользовавшись предложением  «Аэрофлота» из Рима в Москву улетели первые пассажиры Costa Concordia. Для остальных российских граждан начали формироваться списки по конкретным маршрутам. К полудню понедельника 16 января указанные документы получили все наши пассажирами, размещенные в гостинице Hilton. 
 
К сожалению, на одном российских интернет-порталов фигурирует некорректная информация о том, что при получении документов взамен утерянных паспортов с российских граждан взимались по 4€ за фото консульским отделом РФ. Но на самом деле фотографирующая установка делает кадр только при опускании 4€ монетами, по сему каждого российского пассажира сотрудники консульства обеспечивали необходимыми 4€ в момент фотографирования.
 
На момент раннего утра 16 января  работа представителей Costa Татьяны и Марко, сотрудников российского консульского отдела и представителя компании Инфлот была уже отлажена в командном режиме. С учетом всей собранной информации оперативно предоставлялись перелеты домой один за другим. Представителем компании Инфлот совместно с переводчиком  от Costa Татьяной в режиме он-лайн согласовывались полетные данные с пассажирами и доводились до сведения наших граждан, дабы те имели возможность комфортно добраться до стойки регистрации аэропорта Фьюмичино. Вечером 16 января к данной оперативной группе присоединился представитель  компании Атлантис Лайн. Работа велась в режиме нон-стоп, если кто-то из туристов покидал лобби отеля, оперативная рабочая группа имела связь с каждым. Многие туристы ждали подтверждение своего рейса непосредственно в холле отеля, откуда каждого старались проводить до стойки регистрации соответствующей авиакомпании для вылета домой, оставляя туристов уже перед входом на паспортный контроль. Многие выражали благодарность, но среди пассажиров нашлись и те, кто отказался вылетать ближайшими рейсом, дабы иметь возможность разобраться в ситуации, кто-то провести несколько дней в Риме. Все пожелания учитывались, но если к моменту изменения мнения пассажира, билет уже был предоставлен по вышеописанной схеме компанией Costa, и пассажир менял свое мнение, то его были вынуждены ставить в известность, что изменения невозможны.
 
К полудню 16 января по просьбе наших пассажиров консульский отдел РФ в Риме предоставил для возможной юридической помощи и консультаций итальянского русскоговорящего адвоката Татьяну Делла Марра.
 
Стоит отметить, что все нуждающиеся были обеспечены детскими колясками и вещами. Тем туристам, кому было недостаточно одежды, обуви и т.п., представитель компании Costa предоставлял 50€ на человека.
 
Оказавшись без паспортов, многие наши пассажиры выражали свое недовольство, почему их документы не находились у них на руках в течение круиза и в момент случившегося инцидента. Хочется в очередной раз дать пояснения по данному вопросу. Для соблюдения  иммиграционных формальностей согласно требованиям пограничных служб портов захода каждая круизная компания предлагает своим пассажирам, которым необходимо получать визы для пересечения границ стран зоны Шенгенского соглашения,  сдавать паспорта иммиграционному офицеру лайнера. Такая организация необходима, чтобы облегчить работу уполномоченных служб в случае иммиграционного запроса местных властей в портах захода на предмет проверки действительного наличия  необходимых виз в паспортах пассажиров (не граждан Евросоюза) с манифестом, полученным ими за 24 часа до прибытия лайнера в тот или иной порт захода от иммиграционного офицера лайнера. Данный регламент также дает возможность предоставить больше комфорта пассажирам при выходе с борта лайнера в круизном маршруте. В противном случае данная категория пассажиров будет вынуждена проходить миграционные формальности в установленном порядке, то есть самостоятельно, что фактически отнимает существенную часть времени, отведенного для посещения того или иного порта захода по маршруту лайнера. 
 
В ходе работ в отеле, где были расположены граждане различных государств, выяснилось, что при посадке на борт до случившегося свои паспорта также сдали и американские туристы, которым впоследствии американское Посольство также выдавало временные документы для возвращения сроком на 12 дней.
 
Данное правило отражено на сайте компании Costa. http://www.costacruise.com/B2C/RU/Before_you_go/general/GeneralInfo.htm
“Please note – Passports may be retained by Costa staff on embarkation and withheld for the entire duration of the cruise so they can be presented to the various port authorities. Passports are then made available only when guests require them to go ashore.”
 
По словам представителя компании Инфлот, находившегося  в отеле Хилтон с 15 по 17 января, на его первый взгляд по приезду на место, после того, как он выслушал все комментарии и претензии от российских пассажиров, им был сделан вывод, что организация  работы представителей компании Costa и консульского отдела РФ в Риме была далека от идеальной. Однако, будучи вовлеченным в процесс работы оперативной группы, его мнение изменилось. Все работали внеурочно в 24-часовом режиме и прикладывали максимально возможные усилия для осуществления всех необходимых мер по разрешению сложившейся ситуации и скорейшему возвращению домой всех российских пассажиров. Управление по туризму г. Санкт-Петербурга также находилось в непрерывном контакте с сотрудником компании Инфлот, находившемся на месте разрешения  сложившейся ситуации.
 
По возвращению в Россию, компания Инфлот рекомендует всем пострадавшим туристам обратиться к адвокатам на территории РФ,  имеющим многолетний опыт в консультации по вопросам морского права, страхования и гражданского права. Первая встреча пострадавших туристов с адвокатами была организована компанией Инфлот в субботу 21 января.
 
Хотим заявить, что все слухи о полном прекращении работы круизной компании Costa Crociere не имеют под собой официальных данных. Компания продолжает работать в штатном режиме. Отменены лишь рейсы круизного расписания лайнера Costa Concordia.
 
В заключение предлагаем Вашему вниманию перевод письма, полученного вечером 18 января компанией Инфлот, являющейся членом Международной Ассоциации Круизных Линий (CLIA)*, от Марии де Ларратеи, Генерального Секретаря Отделения по круизным вопросам региона Средиземного моря CLIA, составленного совместно с организацией ECC как заключение о случившемся с лайнером Costa Concordia.
 
* самая большая организация в мире, основной деятельностью которой является развитие круизной отрасли и продвижение круизного продукта на мировом туристическом рынке. Она объединяет 26 всемирно известных круизных компаний, среди которых Costa Crociere, Crystal Cruises, MSC Crociere, Norwegian Cruise Line, Oceania Cruises, Regent Seven Seas, Sea Dream Yacht Club, Silversea и многие другие. Под эгидой CLIA работают ведущие профессионалы круизного бизнеса.
 
Предмет обсуждения для всех заинтересованных организаций и портовых служб. 
Произошедшее с лайнером Costa Concordia – настоящая трагедия. Круизная индустрия  выражает самые искренние  сожаления пострадавшим. Мы хотим ответить на возникшие у Вас вопросы о качестве техники безопасности на современных круизных лайнерах, и о том, какой общественный резонанс может вызвать данный инцидент у общественности. 
 


ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Круизная индустрия – отлаженная отрасль, в которой безопасность имеет наивысший приоритет
  • Все круизные лайнеры спроектированы и эксплуатируются в соответствии с жесткими требованиями Международной Морской Организации, осуществляющей свою деятельность под эгидой ООН, которая диктует международные стандарты по технике безопасности и эксплуатации лайнеров посредством  принятия соглашений, инструкций и резолюций, принятых Международной Конвенцией по Охране Человеческой Жизни на Море (SOLAS).
  • Правила безопасности и требования к технике безопасности очень строгие- и зачастую оснащение круизных лайнеров существенно превышают установленные стандарты, например, по наличию резервного механического, навигационного и спасательного оборудования.
  • Экипаж проходит интенсивную подготовку, сертификацию, учения на борту, направленные на отработку чрезвычайных ситуаций, включая эвакуацию пассажиров судна.
  • Судостроительная отрасль непрерывно работает над совершенствованием системы безопасности круизных лайнеров.
  • За последние годы процессы обучения, связанные с техникой безопасности, стали более дополненными и усовершенствованными, обеспечение безопасности на лайнерах в наши дни на самом высоком уровне, чем  когда-либо. 
  • Вследствие развития отрасли судостроения, IMO(Международная Морская Организация), США, Европейский союз и другие регулирующие органы обновили и расширили режим безопасности во многих отношениях, в том числе речь идет об улучшении навигационного оборудования, внедрении судовой системы управления безопасностью рейса, улучшении спасательных средств, стандартов безопасного возвращения в порт; пересмотрены стандарты обучения и сертификации; и т.д.
  • Круизная индустрия работает совместно с IMO, с международными морскими специалистами, проектными и эксплуатационными экспертами и судостроителями для соответствия строгим стандартам безопасности, и намерена будет это делать в дальнейшем. 

  • ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ

    О высоком уровне безопасности говорит минимальное количество несчастных случаев.
  • Конечно и гибель одного пассажира– это много, но хотим привести статистику. В период между 2005-2010гг круизные линии перевезли около 100 млн. пассажиров; за этот период зарегистрировано 16 погибших в морских авариях. Это меньше, чем 0,16 погибших на миллион**.
  • Круизные компании инвестируют огромные средства в усовершенствование технологий и процессов,  тренинги офицерского и командного состава.  

  • Отчет по безопасности круизной индустрии

    Наименование

    2005

    2006

    2007

    2008

    2009

    2010

    Итого

    Пассажиры (млн)

    14.4

    15.2

    15.9

    16.3

    17.6

    18.8

    98.2

    Несчастные случае с гибелью пассажиров

    4

    4

    3

    0

    0

    5

    16

     
    ** G.P.Wild (International) Limited
     


    ИЗВЛЕЧЕННЫЙ УРОК

  • По мере освещения деталей трагедии, случившейся с Costa Concordia, мы будем тщательно рассматривать всевозможные будущие нормативно-правовые изменения, которые позволят улучшить безопасность лайнера.
  • Когда станет ясно, какие корректирующие меры необходимы, мы будем работать с соответствующими управлениями и органами  для принятия рекомендуемых мер. 

  • ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС

    Несмотря на тот факт, что на данный момент прошло не так много времени, и предсказывать влияние инцидента на круизный рынок слишком рано, хотим заявить, что до сих пор нами не были зарегистрированы доклады о существенном влиянии на уровень продаж круизных компаний.
  • Находясь в тесном и непрерывном контакте с сообществом туроператоров морских круизов в США и Великобритании, с уверенностью можем утверждать, что  клиенты не отменяют будущие круизы в ответ на сложившуюся ситуацию.
  • Круизная отрасль продолжает набирать обороты.
  • В последние годы наблюдается устойчивый рост мирового круизного рынка. Это огромная отрасль, одинаково активно работающая круглый год,  круизные компании по-прежнему рады видеть пассажиров на борту лайнеров и предложить им новые направления.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

  • Все лайнеры оснащены спасательными шлюпками, спасательными плотами и спасательными кругами как для каждого пассажира на борту, так и  запасными.
  • В течение 30 минут после сигнала капитана об эвакуации лайнера все спасательные шлюпки должны быть готовы к погрузке пассажиров, спущены на воду и начать движение от судна на максимально безопасное расстояние.
  • В течение 24 часов с момента регистрации пассажиров на борт лайнера должна быть проведена учебная тревога на нескольких языках. 
  • Все современные лайнеры согласно требованиям организации SOLAS должны быть оснащены полным комплектом электронных навигационных приборов, которые обеспечивают правильную навигацию судна. Большинство лайнеров превосходят данные требования по навигационному оснащению
  • В среднем лайнер, соответствующий стандартам CLIA, водоизмещением   около 97 000 тонн,  вместимостью 2700 пассажиров и 800 членов экипажа, как правило, имеет следующие обязательные параметры на борту:  пять пожарных команд, ответственных за пожарную безопасность на борту; 4000 датчиков задымленности; 500 огнетушителей; 25,75 км труб для подведения систем пожаротушения; 5000 сплинкеров; 9,6 км пожарного шланга. 
  • Если береговая охрана США или другие представители международных властей обнаруживают нарушение любого необходимого условия или считает лайнер небезопасным для эксплуатации, то в этом случае местная береговая охрана, капитан порта или местный регулирующий орган может отказать в посадке пассажиров на лайнер или в отправлении лайнера до исправления недостатков.
  • С уважением, Инфлот